Программа дополнительного образования "Волшебная страна"

Направленность программы.  Программа «Волшебная страна» для дошкольников направлена на формирование  общей культуры личности ребенка
   Актуальность программы. Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной, эстетической культуры ребенка- актуальная задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.   Новизна программы. Особенностью работы по программе является активность детей, что они делают все сами в процессе игры, программа учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх.
Отличие от других программ, где музыкальность ребенка развивается в целях подготовки его к обучению игре на музыкальном инструменте,  занятия основываются на более широком понятии музыкальности, которая пригодится при обучении родному и иностранному языкам (острота слуха, умение различать звуки речи),математике (ритм.счет, логическое мышление геометрические понятия). Эти занятия развивают понимание и чувствование явлений природы, культуру общения этнографический кругозор.
Программа педагогически целесообразна, так как, кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную.. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия музыкой - это источник раскрепощения, оптимистического настроения и гармонизации личности.

 Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей, начиная с дошкольного возраста.
Задачи:
-развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность.
- развивать музыкальное мышление
-развивать творческое воображение
-побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской деятельности





Возраст детей. Программа адресована дошкольникам 5-7 лет. Условия набора детей в объединение: принимаются все желающие заниматься, без предварительного тестирования вокальных данных. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет 15 человек
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 
1 год обучения –72часа
2 год обучения – 72 часа
  
Продолжительность образовательного процесса.
   Занятие 30 минут.
   Форма и режим занятий.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
-Групповая
-Индивидуально-групповая
Формы проведения занятий:
1. Учебное занятие – беседа, в ходе которой  излагаются теоретические сведения, иллюстрированные  музыкальными примерами, наглядными пособиями.
2. Практические занятия, на которых дети разучивают песни, играют в музыкальные игры.
3. Учебное занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются  концертные номера, развиваю актерские способности детей. Это учебное занятие может проводиться индивидуально с каждым ребенком.
4. Различные конкурсы, праздники, утренники др.
5.. Заключительное учебное занятие, учебное занятие, завершающее тему.   Ожидаемые результаты освоения программы:
1.Слушание музыки. Должны будут эмоционально воспринимать музыку, выражать свое отношение словами, различать жанры, узнавать знакомые произведения, уметь определять характер музыки (динамику, темп, оттенки)
2.Пение, распевание. Должны будут  эмоционально исполнять песни, проявлять желание солировать, узнавать разученные песни, иметь любимые песни.
3.  Правильно и ритмично прохлопывать ритмические рисунки, уметь их составлять, проговаривать, проигрывать на шумовых музыкальных инструментах.
   Для отслеживания результативности используются следующие методы:
педагогическое наблюдение, которое проводится на итоговых занятиях.
   Для фиксации результатов используется диагностическая карта.
Формой поведения итогов реализации данной программы являются: открытые занятия для родителей, итоговые занятия, тематические мероприятия, праздничные выступления, досуговые программы, участие в мероприятиях
                              

                             Учебный план. 1 год обучения
1.Вводное занятие. 1 час.
2. Слушание музыки. 38 часов.
3. Элементарное  музицирование. 21 час.
4. Пение, распевание. 11 часов.
5. Итоговое занятие. 1 час.
               

                       Учебный план. 2  год обучения
Программа «Волшебная страна» состоит из 4разделов:
1.Вводное занятие. 1 час.
2. Слушание музыки. 38 часов.
3. Элементарное  музицирование. 21 час.
4. Пение, распевание. 11 часов.
5. Итоговое занятие. 1 час.


Методические принципы построения программы:
Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
Учет возрастных особенностей воспитанников. Последовательное усложнение поставленных задач.
Принцип преемственности.
Принцип положительной оценки.
Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.

Формы проведения занятий:
1.Традиционное
2.Комплексное
3.Интегрированное

Структура музыкального занятия:
(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
          слушание
-музыкально – ритмические движения
-развитие чувства ритма, музицирование
-артикуляционная гимнастика
-слушание, фантазирование
-распевание, пение
-игры, хороводы



Организация занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю, в первой половине дня.
Длительность занятий 30 минут
Количество детей в группе – 15 человек.
                    Содержание программы 1 год обучения.
1.Слушание.   Содержанием раздела «Слушание»  являются подлинные образцы мировой музыкальной  культуры.   Основным принципом  построения раздела  является тематический (наличие 4 тем, которые изучаются в течение одного-двух  месяцев и повторяются на следующий год на новом материале). Первая тема «Настроения, чувства в музыке» является ведущей,  важной  для понимания детьми сущности музыкального искусства. Она включает в себя произведения, в которых чувства (радость, печаль, нежность, забота и др.), переданные в музыке, отражены в названиях произведений («Ласковая просьба», «Болезнь куклы»…).  Вторая тема – «Природа и музыка» знакомит детей с музыкой, в которой выражены настроения, созвучные времени года.  В данном разделе это – осень, листопад, дождик и зима.  3 тема – «Музыка о животных и птицах»  дает представление об изобразительности музыки.  В ней представлены произведения С.Прокофьева,  К.Сен-санса,  С.Майкопара , в которых показаны различные животные  и птицы (ежик, козлик, бегемот, зайчик и др.)  4 тема является основополагающей  в программе общеобразовательной школы.  Дети  «Песня, танец, марш». Представлена маршами  Р.Шумана и П.Чайковского.
2. Элементарное музицирование.
Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в данной программе выделяется особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявлять и развить.  Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются.  Дети знакомятся с инструментами шумового оркестра, обсуждают выразительные возможности музыкальных инструментов. Выполняют совместно с педагогом элементарные действия с простейшими музыкальными инструментами и игрушками. Изготавливают под руководством педагога простейшие музыкальные инструменты, на которых исполняют несложные музыкальные произведения. В структуре каждого музыкального занятия обязательно находится время для специальных игровых упражнений: учимся различать звуки по высоте (используется показ рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее голосом или на инструменте) и тембру, пение потешек с сопровождением шумовых инструментов. Движения под музыку, ритмизированная речь с сопровождением «звучащих жестов» - это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. Используется разнообразный музыкальный материал: классическая музыка, музыка народов мира, русские народные песни и потешки
3.   Пение, распевание.          Для нормального развития певческого и речевого голоса ребенка, его звуковысотного слуха, музыкальности в целом необходимо, чтобы он пел в диапазоне тесситуре, соответствующих природному типу его голоса. Только при этом условии он чувствует себя спокойно и комфортно, поет с удовольствием, без напряжения и на порядок чище интонационно.         Собственное исполнение песен доставляет  детям удовольствие. Для того, чтобы не акцентировать внимание детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предполагаются простые, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, текст песен на занятиях не  заучивается. Кроме хорового пения, практикуется пение по подгруппам, соло, цепочками. В репертуаре  различные  распевки: «Андрей-воробей»,  «Я пою» и др., ритмические речевые игры, легкие песенки.

Содержание программы 2 год обучения.


1 раздел. Слушание.  В этом разделе повторяется тематический принцип построения программы.   В первой теме «Настроения, чувства в музыке» постепенно расширяются представления детей о чувствах, выраженных в музыке (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и т.д.), становится богаче «словарь эмоций». Музыкальный материал представлен произведениями  И.С.Баха,  Д.Кабалевского,  А. Двожака. 2 тема «Природа и музыка» знакомит детей с временами года – весной и зимой. Звучат произведения П.Чайковского,  Гречанинова и др. 3 тема – «Музыка о животных и птицах». Представлены в  произведениях  образные движения персонажей, их характерные черты. (К.Сен-Санс «Карнавал животных», Р.Шуман «Совенок», Э.Григ «Птичка» ). 4 тема – «Песня, танец, марш».  Расширяется представление о жанрах на репертуаре классической и народной музыки.
2 раздел.  Элементарное музицирование.  В этом разделе дети знакомятся с музыкальными инструментами оркестра. Самостоятельно, без помощи педагога начинают играть на шумовых музыкальных инструментах.   С помощью педагога решают поисковые ситуации – выбирают инструменты для оркестровки, проявляя свое отношение к музыке.  В исполняемом репертуаре: И. Штраус «Полька Трик-трак»,  С.Майкопар «Росинки», Д. Шостакович «Шарманка» и др.
3.раздел.  Пение, распевание. В этом разделе дети продолжают учиться петь естественным голосом, без напряжения , правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Точно передавать ритмический рисунок, делать смысловые ударения в словах в соответствии с текстом песен.  Петь легким подвижным звуком с музыкальным сопровождением. В  репертуаре игры,  логоритмические  распевки, песни.

                                                                                  
Библиографический список:

1.Бахтияров Б. Магия звуков. Минск,1984.
2.Владимиров А.В. золотые струны. М.,1991.
3.Внеклассная работа по искусству: методические рекомендации. Свердловск, 1991
4.Грубер Р.И. всеобщая история музыки. М., 1960.
5.Домрина Е.Н. Беседы о музыке. Л.,1982.
6.Дошкольное образование. №6. М., 2002.
7.Дружинин Н.Г. Звучащий свет и светящийся звук. М., 1989.
8.Зайцев Г.Б. Зарубежное изобразительное искусство Х1Х – ХХ вв.: Взгляд на развитие.
9.Кок У.Е. Видимый звук. М., 1974.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа воспитания в детском саду. СПб., 2000.
11.Левашева Г. Твой друг музыка. Л., 1977.
12.Лобова А.Ф. Школа самовыражения. Екатеринбург,1998.
13.Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург, 1998.
14. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. СПб., 1992.
15.Музыкальное путешествие /Сост. Е.Л. Даттель. М., 1978.
16.Расторгуев Б.П. Окно в мир звуков. М., 1978.
17. Хей Л. Сила внутри нас. М.,1990.
18. Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского. М.,1987.

19..Теряева С.В. Доверяйкина планета. Комплексно-целевая программа. Тюмень 2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий